Воскресенье, 19.11.2017, 07:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

45 лет на службе науке и инновациям

Каталог статей

Главная » Статьи » Библиотечка инноватора

Формирование инновационной политики в Крыму

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 

Сотрудничество Комитета по науке и региональному развитию при Совете министров Автономной Республики Крым с Крымской академией наук и их целенаправленная работа по активизации инновационного потенциала в 1998 – 2002 годах  позволили выявить, систематизировать и накопить сотни научно-технических предложений ученых и специалистов. По результатам этой работы издано более 30 различных сборников и методических разработок, многие из которых используются в республике и сейчас.

Однако после ликвидации указанного комитета в 2002 году работа практически остановилась,  а система отбора и поддержки перспективных идей, проектов и предложений, направленных на научно-техническое и социально-экономическое развитие региона, так и не была создана. Не была завершена работа по разработке и реализации  региональной инновационной программы и созданию инновационной инфраструктцры, что позволило бы создать в регионе научно-техническую базу,  направленную на обеспечение инновационного развития экономики региона, усовершенствования системы управления научно-технической  и экономической деятельностью, развитие и внедрение разных форм собственности предприятий, внедрение рыночных отношений между субъектами хозяйствования, обеспечение безубыточности функционирования предприятий, повышение эффективности использования энергетических и материальных ресурсов. 

Крупные научные центры, расположенные в Крыму, могли бы на базе инновационных проектов эффективно содействовать развитию региона, что можно показать на двух примерах:

а) В настоящее время рядом стран (США, Канада, Япония, Индия,  Китай, Россия) разрабатываются новые технологии по использованию газогидратов как альтернативы нефти. Мировые запасы газогидратов на шельфах и прибрежных районах морей и океанов огромны. По оценке специалистов их хватит для всей мировой энергетики минимум на 500 лет. Сегодня еще нет технологии промышленной добычи газогидратов,  но уже работают опытные установки. Украина, согласно проведенным ранее исследованиям, имеет значительные залежи газогидратов, находящиеся на шельфе Черного моря (участок Алушта – Феодосия).  

б) В Крыму находятся три крупных научных центра:  Морской гидрофизический институт, Крымская астрофизическая обсерватория и Национальный центр управления и испытаний космических средств. (НЦУИКС).  В начале перестройки была разработана программа «Всеволновая радиоастрономическая сеть Украины». Программа предполагала объединение радиотелескопа РТ-22 Крымской обсерватории, 70 метрового радиотелескопа  (НЦУИКС) и декаметрового радиотелескопа Радиоастрономического института НАНУ (Харьков) с целью создание всеволновой радиоастрономической приемной сети (от миллиметровых волн до декаметровых). Астрономические и космические организации США поддержали эту программу и выразили готовность  участвовать в ней, (в том числе и экономически).

Конечно, чтобы заниматься всерьез инновациями нужны соответствующие инновационные структуры – различные технологические парки, технополисы и курортополисы, инновационные бизнес-инкубаторы, центры и др. и инновационная инфраструктура. В качестве «стартовой» структуры учеными еще в 2002 году было предложено создать в Крыму крупное инновационного объединения – Технологический парк  «Таврида». Был разработан проект создания и деятельности этой структуры и проект  учредительного договора. Проект получил одобрение специальной рабочей группы Министерства образования и науки Украины, а в Крыму в этот момент прошли выборы, сменилась власть и интерес к инновациям пропал.

Как нам тогда  виделась эта деятельность: она  должна осуществляться в два этапа: первый – создание базовых инновационных структур как центров массового  развития малого инновационного предпринимательства, второй – собственно процесс развития инновационного предпринимательства.

 

Следующей инициативой научной общественности был проект Концепции инновационного развития региона, предложенный в 2005 году. Проектом предусматривалось, что органы исполнительной власти всех уровней должны поддержать деятельность базовых инновационных структур: оказать помощь в обучении кадров, разработке типовых проектов и т.п. Далее базовые структуры сформируют сеть своих филиалов и подразделений в городах и районах, привлекая для этого местные ресурсы и средства заинтересованных лиц. Функции инновационных структур могут также выполнять отраслевые НИИ и КБ всех форм собственности.

В инновационную инфраструктуру входит  система поддержки и содействия инновационной деятельности:

 Система научно-технической информации, которая  должна не только обеспечить широкий доступ населения к знаниям о новых достижениях науки и технологий, к патентной информации, но и предоставить возможность пользователям задействовать современные информационные технологии в интересах развития и оптимизации деятельности своих предприятий. Необходимо создать реестр электронных информационных ресурсов, имеющихся в регионе.

Система учебно-консультационных инновационных центров в регионах Крыма, которые должны организовывать  демонстрацию возможностей новых технологий, консультации и обучение работников, которые собираются их применять, организовать контакты потребителей с разработчиками.

Система центров проката современных приборов и оснащения и лизинга оборудования.

Инфраструктура защиты  интеллектуальной собственности, в которую должны войти общественные и государственные органы, занимающиеся этой проблемой, патентные библиотеки и общедоступные базы данных. Это даст возможность  авторам осуществлять на современном уровне патентный поиск, защищать свои права в суде и т.п.  Важным является содействие авторам в патентовании изобретений и товарных образцов отечественных разработчиков в развитых странах мира, что имеет принципиальное значение для прорыва украинских товаров и технологий на мировой рынок.

Региональные инновационные финансово-кредитные учреждения для финансирования научных и инновационных проектов. Создание  этих инновационных структур предусмотрено Законом Украины «Об инновационной деятельности» в качестве одного из механизмов финансирования инновационной деятельности.

Прямой государственной поддержки требует создание в регионах сетевых  инновационных структур для содействия развитию сотрудничества технологически связанных между собою предприятий, научных учреждений, финансовых учреждений, административных органов.

Создание  инновационных структур может происходить поэтапно: сначала в городах Симферополе, Феодосии, Керчи и Ялте, затем в районных центрах, после чего начнется процесс создания таких структур в населенных пунктах следующего уровня. Основными направлениями их может быть:

  • Морские и речные суда новых типов;
  • Приборы и системе для контроля и учета  энергоресурсов;
  • Энергогенерирующие установки, в т.ч. когенерационные;
  • Приборы широкого назначения на основе магнитооптических преобразователей и специальной оптики;
  • Локальные волоконно-оптические телекоммуникационные сети, средства их коммутации;
  • Физиотерапевтические приборы и устройства;
  • Машины и инструменты для производства и переработки сельскохозяйственной и морской продукции,
  • Электрические и пневматические приборы и привода;
  • Сантехнические и иные приборы и оборудование для жилых домов, сооружений, хранилищ ценностей;
  • Тепловая,  электрическая и другая энергия, полученная из природных  источников;
  • Новые материалы для промышленности, строительства и др.;
  • Новые пищевые продукты, пищевые и кормовые добавки лечебно-профилактического назначения  сельскохозяйственного и морского происхождения;
  • Напитки (соки, бальзам, ликеры, нектары и др.) из натуральных продуктов;
  • Десертные вина, не содержащие свекловичного сахара;
  • Биологически активные вещества, лечебные и профилактические препараты;
  • Новые технологии лечения и профилактики заболеваний;
  • Лечебные травы и эфирные масла, продукты их переработки;
  • Бытовые и коллективные фильтры для очистки воды и пищевых жидкостей;
  • Новые технологии в курортной и туристической сферах;
  • Новые технологии строительства и реконструкции домов и сооружений;
  • Технологии охраны окружающей среды и устойчивого развития регионов.
  • Переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Нетрадиционная энергетика и энергосбережение;
  • Производство различных изделий  из эфиромасличных и лекарственных растений;
  • Новые виды услуг в сфере курортов и туризма;
  • Машиностроение и приборостроение (в т.ч. рекреационного назначения);
  • Новые (деликатесные) продукты питания  сувенирного назначения;
  • Лечебно-профилактические препараты и пищевые добавки

 

В сельской местности предлагается создать инновационные предприятия, занятые переработкой сельскохозяйственной продукции, проблемами энергосбережения  и нетрадиционной энергетики и др.

При соответствующем внимании местных органов власти ситуация могла бы развиваться следующим образом:

- в 2007 году мы могли создать 10 инновационных структур;

- в 2010 году – 100 структур;

- в 2015 году – 1000 структур.

Но этим планам не суждено было сбыться.

На приведенной ниже фотографии показаны только некоторые работы, которые ученым удалась издать. Большая часть – при поддержке Комитета по науке и региональному развитию.


Категория: Библиотечка инноватора | Добавил: niokan (05.07.2009)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: